Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день практически во всех странах наблюдается достаточно высокий уровень инвалидности, связанный со сложными производственными процессами, военными конфликтами, увеличением транспортных потоков, деградацией окружающей среды и другими факторами, способствующими временной или полной утрате любого потенциала человеческого организма. Это привело к появлению такой вещи, как адаптивное физическое воспитание. Его объектом являются люди, потерявшие жизненные функции на длительный период времени или навсегда. К этой категории относятся пациенты или инвалиды, перенесшие ампутацию конечностей, удаление органов, потерявших слух или зрение, и способность самостоятельно двигаться. Все эти люди остаются членами общества и нуждаются в преобразовании (то есть адаптации к новому образу жизни), чтобы выжить.
Адаптивное физическое воспитание (АФП) – новое направление в отечественной системе образования и науки, изучающее аспекты физического воспитания людей, имеющих в результате заболеваний или травм различные стойкие нарушения жизненно важных функций организма и связанных с ними ограничений физических возможностей.
Основная цель адаптивного физического воспитания – формирование и развитие двигательной активности, физических и психологических способностей, что обеспечивают приспособлению личности к своему состоянию здоровья, окружающей среды, общества и различных видов деятельности.
В нашем обществе было и было мнение, что представители социальных служб и здравоохранения, вместо спортсменов должны заниматься хроническими больными или инвалидами. Теория физической культуры полностью разрушает эту идею, подтверждая ее позицию как практики. Дело в том, что, в отличие от медицинской реабилитации (которая в основном направлена на восстановление функций организма с использованием медицинского оборудования, массажа и фармакологии), адаптивное физическое воспитание способствует самореализации человека в новых условиях с естественными факторами (здоровый образ жизни, спорт, хорошее питание). А это требует максимальных усилий и полного отвлечения от своих проблем и болезней.
Анализ основных исследований и публикаций по указанной проблеме. Последние исследования воспитания личности посредством адаптивной культуры освещали в своих публикациях такие авторы, как: О.Э.Аксенова, Т.В.Андрюхова, Ю.А.Бахарев, Т.П.Бегидова, Н.А.Деделюк, С.П.Евсеев, Н.Л.Литош, С.Ф.Матвеев, Н.О.Рубцова и другие.
Необходимость дальнейшего реформирования и совершенствования технологии на современном этапе экономического развития, а также актуальность настоящей курсовой работы предопределили выбор объекта и предмета курсовой работы, ее цели и задачи.
Объект исследования: адаптивная физическая культура в системе реабилитации.
Предмет исследования: адаптивная физическая культура в воспитании личности.
Цель исследования: изучить особенности воспитания личности средствами и методами адаптивной физической культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать физическую культуру и спорт как социальный феномен современного общества;
- изучить средства физической культуры;
- выявить основные составляющие физической культуры;
- рассмотреть основные технологии в области адаптивной физической физкультуры;
- изучить принципы, средства и методы адаптивной физической культуры.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели и решения сформулированных в работе задач применялись общенаучные и специфические методы познания, в частности, методы научной абстракции и обобщения, анализа и синтеза, наблюдения и сравнения; структурно-функциональный и сравнительный метод.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем работы: 21 страница печатного текста.
Список использованной литературы содержит 20 источников.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения технологий в современной адаптивной физической культуре
1.1 Социально-гуманистическое основание развития адаптивной физической культуры
Постоянно проводятся дискуссии относительно того, какой термин уместно употреблять по отношению к лицам с инвалидностью. В течение последних десятилетий международными организациями (Организация Объединенных Наций, Всемирная организация здравоохранения здоровья, Международное общество по восстановлению работоспособности и т. п.) совместно с ассоциациями инвалидов происходит упорядочение международной терминологии и исключении из повседневного обихода дискриминирующих терминов, таких как «калеки», «неполноценные», «дефектная» и т.п. Однако до сих пор нет единой позиции относительно определения понятий «инвалидность» и «инвалид» .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аксенова О.Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: [учебное пособие] / Под ред. С. П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2004. – 296 с.
2. Андрюхина Т.В. (ред.) Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие / Т.В, Анрюхина. – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. – 158 с.
3. Бахарев Ю.А. Адаптивная двигательная рекреация. Учебное пособие / Ю.А. Бахарев, М.В. Курникова, В.А.Оринчук. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017. – 120 с.
4. Бегидова Т.П. Основы адаптивной физической культуры / Т.П. Бегидова. – М.: Физкультура и Спорт, 2010. – 192 с.
5. Брискин Ю.А. Адаптивный спорт / Ю.А. Брискин, С.П. Евсеев, А.В. Передерий. – М.: Советский спорт, 2010. – 316 с.
6. Веневцев С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: Метод. Пособие / С.И. Веневцев. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 96 с.
7. Деделюк Н.А. Теория и методика адаптивной физической культуры: учеб.-метод. пособие для студентов / Н.А. Деделюк. – М.: Просвещение, 2014. – 68 с.
8. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) / С.П. Евсеев // Теория и практ. физ.культуры. – 2012. - № 1. – С.10-15.
9. Евсеев С.П. Технологии физкультурноспортивной деятельности в адаптивной физической культуре / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева. – М.: Сов. спорт, 2017. – 388 с.
10. Евсеева О.Э. Государственная программа «Доступная среда» в действии. Повышение квалификации специалистов по работе с инвалидами / О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 1 (49). – С. 57
11. Курдыбайло С.Ф., Евсеев, С.П., Герасимова Г.В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пособие / Под ред. С.Ф. Курдыбайло. – М.: Советский спорт, 2003. – 184 с.
12. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением в развитии: Учебное пособие. – М.: спорт Академ Пресс, 2002. – 140 с.
13. Матвеев С. Адаптивный спорт и олимпийское движение / С. Матвеев, И. Когут, Л. Шульга // Наука в олимпийском спорте. – М.: Олимпийская литература. – 2019. – №1. – С. 9 – 15
14. Матвеев С.Ф. Совершенствование научной деятельности в системе подготовки кадров по специальности «Олимпийский и профессиональный спорт» / С.Ф. Матвеев, О.В. Борисова, И.А. Когут, Т.А. Кропивницкая // Наука в олимпийском спорте. – 2019. – № 2. – С. 134–141.
15. Нечаева Н.В. Физкультура и спорт для инвалидов / Н.В. Нечаева, Ю.С. Сыромолотов // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – №11. – С.3-9.
16. Рубцова Н.О. Адаптивное физкультурно-спортивное движение как фактор социальной адаптации инвалидов различных категорий / Н.О. Рубцова // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 5. – С. 44–46
17. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учебное пособие. Авторы-составители О.Э. Аксенова, С.П. Евсеев. – М.: Советский спорт, 2005. – 296 с.
18. Шанина Г.Е. Адаптивная физическая культура как фактор социального здоровья лиц с ограниченными возможностями / Г.Е. Шанина // Теория и практ. физ. культуры. – 2018. – № 1. – С. 56-57.
19. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры / Под ред. Н.А. Гросс. – М.: Сов. спорт, 2011. – 203 с
20. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры / Под ред. Н.А. Гросс. – М.: Сов. спорт, 2011. – 203 с.